Противодейсвие коррупции

«Антикоррупционная культура в молодежной среде»

В современном мире одним из опаснейших социальных явлений, напрямую затрагивающих интересы общества и государства, выступает коррупция. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.

Благодаря четкой, последовательной  антикоррупционной политике Главы государства, в обществе создана атмосфера нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформированы условия  для того, чтобы вести беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на должности.

Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры занимает работа с молодежью. Только внедрение с юных лет антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное и нравственное зло.

В случае столкновения с нарушениями коррупционного характера, вы можете обратиться в call-центр Антикоррупционной службы – 1424 (звонок бесплатный).

Типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящее типовое положение об антикоррупционных
    комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора
    (далее – Типовое положение) разработано в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции»
    (далее – Закон).
  2. Настоящее Типовое положение определяет цели, задачи, принципы, функции и полномочия структурных подразделений или лиц, исполняющих функции антикоррупционных комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора.
  3. Субъекты квазигосударственного сектора исходя из специфики своей деятельности утверждают Положение об антикоррупционных комплаенс службах с учетом настоящего Типового положения.
  4. Положение об антикоррупционных комплаенс-службах размещается
    на официальном интернет-ресурсе субъекта квазигосударственного сектора
    и доводится до сведения всех работников.
  5. В настоящем Типовом положении используются следующие основные понятия:
    • антикоррупционный комплаенс – функция по обеспечению соблюдения субъектами квазигосударственного сектора и его работниками законодательства Республики Казахстан по противодействию коррупции;
    • внутренний анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
    • конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;
    • коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
    • коррупционный риск – возможность возникновения причин
      и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
    • предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению
      и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер;
    • уполномоченный орган по противодействию коррупции – государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений,
      и его территориальные подразделения.
  6. В субъекте квазигосударственного сектора определяется структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, основной задачей которой является обеспечение соблюдения данной организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.

При этом ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, определяется с учетом потенциального конфликта интересов.

  1. Структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, определяется решением совета директоров, наблюдательного совета (при его наличии) или иного независимого органа управления субъекта квазигосударственного сектора,
    в случае отсутствия указанных органов, руководителем субъекта квазигосударственного сектора.
  2. Антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа, должностных лиц субъекта квазигосударственного сектора, подотчетна совету директоров, наблюдательному совету (при его наличии) или иному независимому органу управления и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.
  3. Методологическая поддержка антикоррупционной комплаенс-службе оказывается уполномоченным органом по противодействию коррупции и его территориальными подразделениями.
  4. Не допускается совмещение функции антикоррупционной
    комплаенс-службы с функциями других структурных подразделений субъекта квазигосударственного сектора.
  5. В случае, если Законом, международными стандартами в сфере противодействия коррупции установлены требования и подходы к организации антикоррупционного комплаенса, не предусмотренные настоящим Типовым положением, данные требования и подходы утверждаются советом директоров, наблюдательным советом (при его наличии) или иным независимым органом управления субъекта квазигосударственного сектора,
    в случае отсутствия указанных органов, руководителем субъекта квазигосударственного сектора.

Глава 2. Цели, задачи, принципы, функции и полномочия антикоррупционных комплаенс-служб

  1. Основной целью деятельности антикоррупционной
    комплаенс-службы является обеспечение соблюдения соответствующим субъектом квазигосударственного сектора и его работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции,
    а также мониторинг за реализацией мероприятий по противодействию коррупции.
  2. Задачи антикоррупционной комплаенс-службы:
  • обеспечение внедрения инструментов предупреждения и превенции коррупционных правонарушений субъектом квазигосударственного сектора
    и его работниками;
  • эффективная реализация системы мер по противодействию коррупции в субъекте квазигосударственного сектора;
  • обеспечение проведения в субъекте квазигосударственного сектора внутреннего анализа коррупционных рисков;
  • обеспечение соблюдения внешних регуляторных требований
    и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции;
  • обеспечение соблюдения основных принципов противодействия коррупции в соответствии с Законом.
  1. Субъект квазигосударственного сектора, при внедрении
    и осуществлении функций антикоррупционного комплаенса руководствуется следующими принципами:
  • достаточность полномочий и ресурсов, выделяемых для выполнения функций антикоррупционного комплаенса;
  • заинтересованность руководства в эффективности антикоррупционного комплаенса;
  • информационная открытость деятельности антикоррупционной комплаенс-службы;
  • независимость антикоррупционной комплаенс-службы;
  • непрерывность осуществления антикоррупционного комплаенса;
  • совершенствование антикоррупционного комплаенса;
  • постоянное повышение компетенций специалистов, осуществляющих функции антикоррупционного комплаенса.
  1. Функции антикоррупционной комплаенс-службы:
  • обеспечивает разработку:

внутренней политики противодействия коррупции субъекта квазигосударственного сектора;

инструкции по противодействию коррупции для работников субъекта квазигосударственного сектора;

внутренней политики выявления и урегулирования конфликта интересов в субъекте квазигосударственного сектора;

антикоррупционного стандарта, в соответствии с законодательством
о противодействии коррупции;

внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции;

документа регламентирующий порядок информирования работниками субъекта квазигосударственного сектора о фактах или возможных нарушениях антикоррупционного законодательства;

документа, регламентирующий вопросы корпоративной этики
и поведения;

  • осуществляет сбор, обработку, обобщение, анализ и оценку информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики
    в субъекте квазигосударственного сектора;
  • координирует проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности субъекта квазигосударственного сектора
    в соответствии с Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
    № 14441);
  • участвует во внешнем анализе коррупционных рисков в деятельности субъекта квазигосударственного сектора, проводимом по совместному решению первых руководителей уполномоченного органа по противодействию коррупции и субъекта квазигосударственного сектора;
  • осуществляет мониторинг выявленных коррупционных рисков
    в субъекте квазигосударственного сектора и принимаемых мер по их митигации и устранению;
  • проводит разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции и формированию антикоррупционной культуры в субъекте квазигосударственного сектора;
  • организует антикоррупционные обучающие семинары для работников субъекта квазигосударственного сектора;
  • обеспечивает контроль за соблюдением работниками субъекта квазигосударственного сектора политики противодействия коррупции
    и вопросов корпоративной этики и поведения;
  • содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе субъекта квазигосударственного сектора;
  • обеспечивает соблюдение лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, мер финансового контроля и антикоррупционных ограничений, установленных Законом,
    в рамках компетенции антикоррупционной комплаенс-службы;
  • разрабатывает и проводит мониторинг исполнения структурными подразделениями субъекта квазигосударственного сектора внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции;
  • принимает меры по выявлению, мониторингу и урегулированию конфликта интересов, в том числе в вопросах трудоустройства, закупок
    и бизнес-процессов субъекта квазигосударственного сектора;
  • принимает меры по урегулированию вопросов дарения
    и получения подарков в субъекте квазигосударственного сектора;
  • осуществляет комплексную проверку благонадежности контрагентов;
  • проводит служебные проверки на основе обращений (жалоб)
    о фактах коррупции в субъекте квазигосударственного сектора и/или участвует в них;
  • проводит мониторинг и анализ изменений в антикоррупционном законодательстве, судебной практики по делам, связанным с коррупцией
    в субъекте квазигосударственного сектора;
  • проводит оценку эффективности реализации антикоррупционных мер структурными подразделениями и работниками субъекта квазигосударственного сектора;
  • заслушивает информацию структурных подразделений и работников субъекта квазигосударственного сектора по вопросам противодействия коррупции;
  • вносит руководителю субъекта квазигосударственного сектора рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности субъекта квазигосударственного сектора;
  • в зависимости от специфики деятельности субъекта квазигосударственного сектора осуществляет функции, связанные
    с вопросами комплаенс, деловой этики, устойчивого развития, если такие функции не влияют на независимость и не создают конфликта интересов;
  • взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию коррупции и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, общественными объединениями, а также иными физическими
    и юридическими лицами.
  1. Решением совета директоров, наблюдательного совета (при его наличии) или иного независимого органа управления субъекта квазигосударственного сектора, в случае отсутствия указанных органов, руководителем субъекта квазигосударственного сектора осуществляется назначение руководителя антикоррупционной комплаенс-службы
    и определяется срок его полномочий, размер вознаграждения и условий оплаты труда.
  2. Руководитель антикоррупционной комплаенс-службы обеспечивает выполнение возложенных на антикоррупционную комплаенс-службу задач.
  3. Решением руководителя субъекта квазигосударственного сектора
    по представлению руководителя антикоррупционной комплаенс-службы определяется структура, штатная численность (количественный состав), срок полномочий, порядок работы и иные условия оплаты труда работников антикоррупционной комплаенс-службы и осуществляется их назначение.
  4. Функциональные обязанности, права и ответственность руководителя и работников антикоррупционной комплаенс-службы определяются должностными инструкциями либо документами, определяющими служебные права и обязанности работника, разрабатываемыми на основании Положения об антикоррупционных комплаенс-службах и утверждаются руководителем субъекта квазигосударственного сектора.
  5. Руководитель антикоррупционной комплаенс-службы представляет совету директоров, наблюдательному совету (при его наличии) или иному независимому органу управления субъекта квазигосударственного сектора предложение по структуре и штатному расписанию антикоррупционной комплаенс-службы, в случае отсутствия указанных органов, руководителю субъекта квазигосударственного сектора.
  6. Документы и запросы, направляемые от имени антикоррупционной комплаенс-службы в другие структурные подразделения субъекта квазигосударственного сектора, ведомства и подведомственные организации по вопросам, входящим в компетенцию антикоррупционной
    комплаенс-службы, подписываются руководителем антикоррупционной комплаенс-службы.
  7. Руководителю и работникам антикоррупционной комплаенс-службы необходимо постоянно повышать профессиональную квалификацию путем участия в обучающих мероприятиях, проводимых уполномоченными органами
    и профессиональными организациями в области комплаенс.
  8. Антикоррупционная комплаенс-служба в рамках своей деятельности:
  • запрашивает и получает от структурных подразделений субъекта квазигосударственного сектора информацию и материалы, в том числе составляющие коммерческую и служебную тайну;
  • инициирует вынесение вопросов, относящихся к их компетенции, на рассмотрение совета директоров, наблюдательного совета (при его наличии) или иного независимого органа управления субъекта квазигосударственного сектора, в случае отсутствия указанных органов, руководителю субъекта квазигосударственного сектора;
  • проводит служебные проверки по поступающим сообщениям
    о возможных коррупционных правонарушениях или нарушениях законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
  • требует от руководителей и других работников субъекта квазигосударственного сектора представления письменных объяснений
    в рамках служебных расследований;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и направлять
    их уполномоченному органу по противодействию коррупции;
  • участвует в разработке проектов внутренних документов
    в пределах своей компетенции;
  • создает каналы информирования для сообщения работниками субъекта квазигосударственного сектора о фактах наличия или потенциальной возможности нарушения антикоррупционного законодательства в субъекте квазигосударственного сектора, либо внесения предложений по повышению эффективности мер по противодействию коррупции в субъекте квазигосударственного сектора;
  1. При осуществлении своей деятельности антикоррупционная комплаенс-служба:
  • соблюдает конфиденциальность информации о субъекте квазигосударственного сектора и его аффилированных лицах, инсайдерской информации, ставшей известной в период осуществления функций антикоррупционного комплаенса, если в ней не содержатся данные
    о готовящемся и (или) совершенном коррупционном правонарушении;
  • обеспечивает конфиденциальность лиц, обратившихся
    по предполагаемым или фактическим фактам коррупции, нарушений корпоративного кодекса этики и иных внутренних документов
    по вопросам противодействия коррупции в субъекте квазигосударственного сектора;
  • своевременно информирует совет директоров, наблюдательный совет (при его наличии) или иной независимый орган управления субъекта квазигосударственного сектора, а в случае отсутствия указанных органов, руководителя субъекта квазигосударственного сектора о любых ситуациях, связанных с наличием или потенциальной возможностью нарушения антикоррупционного законодательства;
  • доводит до сведения уполномоченного органа по противодействию коррупции о ставших известными случаях готовящихся, совершаемых
    или совершенных коррупционных правонарушений;
  • не препятствует установленному режиму работы субъекта квазигосударственного сектора;
  • соблюдает служебную и профессиональную этики.
  1. Работники антикоррупционной комплаенс-службы не должны:
  • участвовать в проверках процессов, в которых они участвовали
    в течение предшествующих трех лет;
  • участвовать в деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности проверки или восприниматься как наносящая такой ущерб;
  • использовать конфиденциальную информацию в личных интересах;
  • нарушать нормы деловой этики;
  • принимать подарки и пользоваться услугами, в результате которых может быть нанесен ущерб независимости, объективности
    и беспристрастности антикоррупционной комплаенс-службы либо которые могут восприниматься как наносящие такой ущерб;
  • принимать участие в проверках, служебных расследованиях и других мероприятиях, которые могут привести к конфликту интересов.
  1. Руководству субъекта квазигосударственного сектора необходимо:
  • способствовать созданию эффективной среды для осуществления деятельности антикоррупционной комплаенс-службы, оказывать содействие
    в выполнении ее цели, задач, функций и обязанностей, в реализации прав;
  • осуществлять административное (организационно-техническое) обеспечение деятельности антикоррупционной комплаенс-службы, в том числе обеспечивать необходимыми для ее деятельности возможностями, активами
    и ресурсами, включая, информационные системы и приложения (доступы
    к необходимым базам данных) и иными товарами, работами, услугами;
  • предоставлять руководителю и работникам антикоррупционной комплаенс-службы возможности обучения
    и сертификации по вопросам деятельности антикоррупционной
    комплаенс-службы, социальных и коммуникационных навыков и компетенций.
  1. Взаимодействие антикоррупционной комплаенс-службы
    со структурными подразделениями субъекта квазигосударственного сектора строится на основе взаимной вежливости и корректности в работе.
  2. Работники структурных подразделений субъекта квазигосударственного сектора оказывают антикоррупционной
    комплаенс-службе содействие путем:
  • предоставления документов и информации, необходимой для осуществления задач и функций антикоррупционной комплаенс-службы,
    с учетом особенностей, установленных подпунктом 1) пункта 14 настоящего Типового положения;
  • объективного обсуждения выявленных рисков и нарушений;
  • совместного решения возникающих вопросов и проблем.

Глава 3. Отчетность антикоррупционных комплаенс-служб

  1. Антикоррупционная комплаенс-служба ежеквартально направляет информацию по принятым антикоррупционным мерам в субъекте квазигосударственного сектора в уполномоченный орган по противодействию коррупции.

    По запросу уполномоченного органа по противодействию коррупции направляется дополнительная информация по принятым антикоррупционным мерам в субъекте квазигосударственного сектора.

  1. Антикоррупционная комплаенс-служба периодически отчитывается перед советом директоров, наблюдательным советом (при его наличии)
    или иным независимым органом управления субъекта квазигосударственного сектора, определенного законодательством Республики Казахстан, а в случае отсутствия указанных органов, перед руководителем субъекта квазигосударственного сектора.

        При возникновении возможных коррупционных правонарушений
со стороны руководителя субъекта квазигосударственного сектора антикоррупционная комплаенс-служба обращается в уполномоченные государственные органы согласно пункту 1 статьи 24 Закона.

Механизм урегулирования конфликта интересов в Республике Казахстан